Перейти к содержанию

Фильм «Амбивалентность» (2018 г.): о двойственности чувств или о психиатрах с психическими проблемами?

21.08.2019

Выбранный для названия кинофильма термин «амбивалентность» обозначает одновременное существование двух эмоций к одному объекту, которые взаимоисключают друг друга, например, жалость и жестокость, уважение и презрение, любовь и ненависть. В психиатрии амбивалентность является одним из негативных расстройств психики человека, которое возникают при шизофрении. Режиссёром психологической драмы выступил Антон Бильжо. Эта картина своеобразна, поскольку в ней тесно переплетаются отношения дружбы, любви, ненависти в нескольких героях. Это не боевик с перестрелками и не фильм ужасов, поэтому зритель должен подготовиться к многочисленным диалогам и всплескам эмоций. Давайте разберём картину по полочкам. 


Героями фильма являются два молодых человека – полная противоположность друг другу Петя и Стас – студенты и будущие психиатры. 

maxresdefault%20%281%29.jpg?1566376635

(Кадры из фильма: Даниил Стеклов в роли Пети)

%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%

(Кадры из фильма: Егор Морозов в роли Стаса)

Петя – это бунтарь. Он прямолинеен, вспыльчив, груб. Освоение психиатрии даётся ему легко. Он без труда сходится с людьми, и так же легко с ними расстается иногда в бесцеремонной форме. Из сюжета зритель узнаёт, что Петя воспитывался бабушкой, пока не снял квартиру. Можно предположить, что его грубость и агрессия по отношению к окружающим вызваны необходимостью защититься от общества. Так он компенсирует отсутствие родителей, которые уехали на заработки общаются с ним только по скайпу, и нехватку любви. Я бы не назвала его инфантильным, поскольку он в состоянии принимать самостоятельные решения, однако доля ребячества в нём присутствует. Скорее всего, она вызвана тем же желанием быть лидером, выделиться из числа удачливых друзей, которые  воспитывались в полноценных семьях.

Стас – спокойный и воспитанный. Он прилежный студент, сильно привязанный к семье. На Петю Стас смотрит с нескрываемым восхищением. Не зря он восторгается тем, что Пете легко даётся учёба, невзирая на прогулы и невыученные конспекты. Несмотря на дружбу ребят, уже здесь раскрывается амбивалентность их отношений. Петя относится к Стасу снисходительно и с презрением одновременно. Складывается ощущение, что он, с одной стороны, завидует его семье, с другой терпит его странности и «несовременность».

Всё меняется, когда мама Стаса Катерина Сергеевна и Петя застряли в лифте. У женщины начался приступ клаустрофобии. Петя как может успокаивает её истерику. В какой-то момент эмоции накаляются настолько, что их охватывает безумная страсть. 

cc9e2f325eaa495a82c90e986f4b.jpg?1566378

(Кадры из фильма: Ольга Цирсен в роли Кати)

fgtA3gzxFaXq9Ly6Gyw3.jpg?1566377047

(Кадры из фильма «Амбивалентность» (2018 г.))

Катерина Сергеевна – ещё молодая привлекательная женщина, в которой этот мальчик, по возрасту годящийся ей в сыновья, пробудил забытые, а может никогда ранее не испытанные чувства. С инфантильным и совершенно спокойным мужем, ей приходилось подавлять в себе эмоции. О том, что она не ожидает от мужа никаких скандалов, говорит и то, как открыто она встречается с Петей. Она уходит из дому, когда ей нужно, под предлогом работы. В фильме зрители ни разу не видят допросов со стороны мужа, где его жена проводит время. Либо ему всё равно, либо он настолько доверяет Кате, что не может даже предположить измены. Возможно, это равнодушие. Чувства к Кате давно прошли, и они живут вместе по привычке. Не зря показан кадр о том, как муж спит, в то время как Катя мечтает о молодом любовнике.

Вряд ли это была любовь к Пете с её стороны. По крайней мере, сначала. Дело не в разнице в возрасте, это вполне нормальное явление, когда мужчина влюбляется в женщину старше себя, или наоборот женщина влюбляется в мужчину, который моложе её. Любовь и страсть – не тождественные понятия. Петя дал ей то, чего ей не хватало – сексуальной удовлетворённости, ощущения любимой женщины. В конце фильма, она отправила Пете смс о том, что она всё рассказала мужу Дмитрию и ушла от него, говорит о том, что Катя осознала, что больше не может жить как в клетке. Если бы на месте Пети был другой молодой человек, кто помог бы ей раскрыться, думаю, она также ушла бы от мужа. Скорее всего, настало то время, когда она поняла, что нужно что-то менять. Когда Петя спросил у Кати, «любила ли она кого-нибудь в своей жизни», она промолчала.  Зритель так и не услышал ответ о том, что она полюбила Петю. Безусловно, и женщины бывают скупы на эмоции и могут скрывать то, что у них на уме, но Катя показана чувственной страстной женщиной, скорее всего она бы «кричала своей любви». Молчание с её стороны показывает, что она и сама не знает, что с ней происходит. А вот вспышка ревности у Пети говорит о том, что он по-настоящему влюблён в неё. Демонстративное появление с браслетом Кати на руке в доме Стаса, это попытка положить конец интригам. Это сознательное желание Петра, раскрыть всю правду, но абсолютно аморфный муж Кати не замечает этой детали. 

maxresdefault.jpg?1566377049

⁠(Кадры из фильма «Амбивалентность» (2018 г.))

Сын Кати Стас, узнав об интрижке матери и друга испытывает странные чувства. Мне они не совсем понятны. В этой ситуации логично было бы, если бы сын, несмотря на социальные правила и нормы, хорошенько «отметелил» друга. Другой вариант – разговор. Почему ему не обидно за отца? Где уважение к нему? Вместо этого он следит за их встречами. Этот образ мне показался самым противоречивым. С одной стороны, восхищение другом, с другой восхищение матерью. Кого из них он больше ревновал? Эдипов комплекс – бессознательное или сознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола – так или иначе присутствует в характере этого персонажа. В фильме есть эпизод, когда Стас зашел в магазин, после того, как из него вышли Петя и Катя, и потребовал показать ему такой же костюм, который выбрал его друг. Это желание походить на Петю и значит нравится матери? Об эдиповом комплексе говорит и другая сцена, когда муж Кати на дне рожденья сына говорит, что под поставленную музыку «склеил» её и что ничего не нужно делать, стоит лишь поставить эту музыку и женщина твоя. Стас сразу же приглашает мать на танец. Его наивная вера в то, что музыка заставит её влюбиться в него, указывает на прямой сексуальный интерес сына к матери. Потом, когда Стас танцует с матерью, он слишком тесно и напористо прижимается к ней, и она отталкивает его. 

В конце фильма, когда Стас признаётся Пете в том, что давно знает об его отношениях с его матерью, он пытается доказать, что понимает их, что друг давно должен был рассказать ему об этом, что он мечтает о такой же любви. Он боится потерять друга, и готов даже поддержать их встречи? Для чего? Чтобы и дальше наблюдать за ними? Или ему просто необходимо быть причастным к их тайне, чтобы не чувствовать себя лишним в отношениях этих двух людей, которые отдаляются от него.

Смотря фильм, я не пыталась предугадать конец, но когда Стас взял в руки арбалет и стрелы, можно было понять, что он убьёт Петра. Планировал ли он убить друга? Скорее всего, планировал – он вывез его за город в какой-то лес, он положил в багажник автомобиля арбалет и стрелы, он целился в сердце друга и у него не дрожали руки. Так действует хладнокровный убийца, а не человек в состоянии аффекта. Его дальнейшие действия говорят о том, что он не испытывает ни страха, ни раскаяния. Его спокойный разговор с отцом и просьба к матери помочь ему похоронить друга. Он навсегда хотел связать их общей тайной могилы в лесу?

О том, что Стас имеет психические отклонения, говорит сравнение его поведения с пациентом-шизофреником Егором (актёр Валентин Самохин). Он также как и Егор уединяется в тёмной комнате, и оттуда, где его никто не видит, наблюдает… наблюдает за людьми… наблюдает за своей матерью, которую ведут санитары. Даже здесь он не может оставить её.

Фильм сложный в своей простоте.