Перейти к содержанию

Фильм «Собибор» К. Хабенского

08.07.2019

Фильм «Собибор» (2018 г.) вызвал очень противоречивые отзывы после выхода на телеэкраны. «Собибор» – это страница истории. Неприглядная, жестокая, полная отчаяния, ужасов и боли. Снимать её нужно таким же образом. Помните цитату в фильме «Унесённые ветром»: «Не тратте зря время, из него состоит жизнь»? Фильм состоит из сцен, которые должны быть сильными. 

Константин Хабенский взялся за очень сложную тему. Из фильмов о Великой Отечественной Войне и её ужасов для меня всегда будет шедевром «Список Шиндлера» (режиссёр Стивен Спилберг). Это фильм, в котором каждая сцена, каждый эпизод – это сила. Смотря его, чувствуешь весь страх и безысходность, с которой сталкиваются евреи в годы фашизма. Режиссура просто великолепна. 

1543989155154711314.jpg?1562530208

(фото взято по ссылке: https://pikabu.ru/story/kak_yeto_snyato_spisok_shindlera_6330202)

В фильме «Собибор» (2018 г.) местами радужные кадры, что никак не вяжется с концлагерем. Нет ощущения реальности фильма. Нет ощущения самого Собибора. Безусловно, и в те страшные дни войны над землёй восходило солнце, но задача режиссёра показать не обыденную жизнь, а раскрыть тему незавидной участи узников концлагерей. 
 2.jpg?1562530242

(фото взято по ссылке: https://www.chel.kp.ru/daily/26780.4/3813790/)

Давайте обратимся к самому понятию термина «концлагерь». Это место, куда насильно свозили пленных, предназначенных для уничтожения в нацистской Германии во время Второй Мировой Войны. Собибор назван «лагерем смерти», который был организован нацистами в Польше. Лагерь смерти отличается от концлагеря, где содержали узников. В «Собиборе» их не содержали, а ликвидировали. Четверть миллиона евреев были убиты сразу же по прибытии в это место. Остальным сохранили жизнь и не отправили в газовые камеры, но не из добрых побуждений, а для того, чтобы они работали на обеспечение лагеря. 

Собибор – это место, где у пленных не было прав, не было свободы, не было голоса. Был только один страх. Страх за свою жизнь. Бесправные и безмолвные пленные были расходным материалом. Их жизнь в стенах «лагеря смерти» не стоила и ломаного гроша, как бы страшно это ни звучало.

Каким должен быть герой «Собибора» – не гонористым, а хитрым, гибким, хладнокровным. 

К фильму много вопросов «почему?» Почему заключенные имеют возможность собираться группками и свободно вести беседы? Почему женщины тыняются по лагерю смерти, как будто они прошлись по обычной деревеньке и зашли к друзьям в гости поболтать? Почему офицеры и немецкие солдаты всё время пытаются узнать, что сказал один пленный другому? В «Собиборе» есть тяжёлые ужасающие кадры, но фильм недостоверен. 
 5.jpg?1562530332

Заключенные готовятся к восстанию
(фото взято по ссылке: https://www.sb.by/articles/konstantin-khabenskiy-roditeli-nauchili-menya-ponimat-i-proshchat.html)

Создается впечатление, что «Собибор» создан не в своё время. Современные молодые люди и даже люди старшего поколения, и тем более дети знают о войне из учебников истории, кинолент, и, возможно, из рассказов прабабушек и прадедушек. О концлагерях, как таковых, мы все знаем только по пугающим картинкам в учебниках. Я хочу сказать, что мы воспринимаем ужасы войны более спокойно. 

101010.jpg?1562530393
 Рабочие бригады мастерских в «Собиборе» (1942-1943 гг.)
(фото взято по ссылке: https://warspro.ru/velikaya-otechestvennaya-vojna/obshhie/sobibor-lager-smerti-dlya-unichtozheniya-evreev-v-polshe)

Посмотрите на эти фото, какая обречённость в лицах и позах пленных. Опущенные головы, сложенные перед собой руки. Как бы мы не старались представить, что пережили люди, прошедшие через концлагерь, это невозможно. Можно говорить, сколько угодно, что мы представляем, но это будет нечестно. Сидя дома за чашечкой кофе, или где-нибудь в парке с книгой, легко представлять, как жили эти люди. Другое дело сказать, что они пережили, когда видишь, как людей, таких же как и ты, с которыми рядом шел в колонне, загоняют в газовую камеру. А ты выживаешь, потому что тебя отобрали для того, чтобы ты работал на лагерь. Эту картину мы все представим по-разному. По-разному прочувствуем. Сделаем разные выводы. 

Я не соглашусь с теми, кто говорит, что фильм «Собибор» Константина Хабенского совершенно плох. Как режиссёр он создал такой «Собибор», который увидел он. Именно так он представил себе «лагерь смерти». Не следует забывать, что это его первая режиссёрская работа. Фильм неплох, но это дебют Константина Хабенского и местами сказывается отсутствие режиссёрского опыта и вера в то, что с первого раза получится шедевр. 

Тем не менее, фильм «Собибор» стоит смотреть всем возрастным категориям, особенно взрослым людям, молодому поколению и обязательно подросткам. Они должны помнить эту страницу истории. Мы все не знаем, как было на самом деле, поэтому версия Хабенского имеет право на свою интерпретацию.