Перейти к содержанию

Мистика стремительно завоевывает рынок российской киноиндустрии

02.07.2019

Долгие годы российские кинозрители с восторгом смотрели отечественные и зарубежные детективы с интригующей развязкой и тренировали свою дедукцию, расследуя дело вместе с мисс Марпл (персонаж зарубежных детективов Агаты Кристи) или Ольгой Петровой Тумановой (персонаж российского детективного сериала «Женская логика»), сопереживали героям мелодрам, когда пропустить одну серию было подобно катастрофе. Это время потихоньку уходит с просторов кинематографа России. 

Зритель жаждет чуда. Всё больший интерес приобретают фильмы ужасов и кино в жанре «мистики». Всем известно, что ужастики – это фильмы на любителя, которые ищут адреналина от просмотра страшилок. Мистические фильмы нравятся абсолютно всем. Здесь мне вспоминается появление на российских телеканалах «Битвы экстрасенсов». Зрители сходили с ума от такого опыта. Казалось бы, это обычное телешоу, но что тогда вызвало такой ажиотаж? Ответ прост – люди увидели то чудо, которого они жаждали. 

Начиная с экранизации «Вия» Гоголя, которая является прекраснейшим образцом классической мистики и до сих пор (несмотря на отсутствие современных спецэффектов!) заставляет зрителя буквально прилипнуть к экрану телевизора, по сей день делаются попытки снимать мистические фильмы. Бытует мнение, что российские режиссёры не умеют снимать хорошее кино в этом жанре, в отличие от зарубежных коллег. Я с этим не соглашусь. Воплощений мистики на российских телеэкранах много, но эта мистика представлена не в чистой форме, а вперемешку со знакомыми нам детективами и ужастиками. Здесь можно вспомнить кинофильм «Мёртвые дочери» Павла Руминова (2007), «Юленька» Александра Стриженова (2008), «С.С.Д.» Вадима Шмелёва (2008), «Три» Павла Хвалеева (2015), «Пиковая дама: чёрный обряд» Святослава Подгаевского (2015) и многие другие. 

«Мёртвые дочери» Павла Руминова (2007) (скриншот по ссылке: http://borfilm.com/4221-mertvye-docheri.html)

«Три» Павла Хвалеева (2015) (скриншот по ссылке: https://irecommend.ru/content/chto-zaocherednoe-detishche-otechestvennogo-kinematografa-oshchushchenie-filma-snyatogo-na-k)

И вот здесь наблюдается кризис идей. Хотя фильмы называют мистическими триллерами, они используют приёмы хоррора и созданы больше в детективном стиле и стиле ужасов – страшные образы в гриме на экране; нарастающая музыка, во время которой зритель понимает, что сейчас произойдёт что-то ужасное и потусторонние существа, которые заимствованы из мистики. Впрочем, следует отменить, что для любителей фильмов ужасов, эти картины будут интересны. В 2018 году вышел триллер «Селфи» (режиссер Николай Хомерики) с Константином Хабенским в главной роли. Однако мистика триллера переросла в детективную историю, что немного убавило очарования от просмотра. 

«Селфи» Николая Хомерики (2018) (скриншот по ссылке: http://yakinolub.ru/selfi-2018.html)

Авторов эти фильмов нельзя назвать ремесленниками, эти режиссёры – творцы, мастера, искусники, но тогда чем причина, что под видом мистики российскому зрителю подают на блюдечке картины, которые косвенно связаны с мистикой. Это страх экспериментировать. Это страх провалиться коммерчески. Это сложность найти идею. Качественные рассказы и сценарии – дефицит.  Страхи напрасны. За последние пять лет, редкие мистические триллеры занимают топ-позиции во всех рейтингах просмотров среди фильмов других жанров. 

Российские режиссёры умеют снимать хорошее кино, однако, любой результат начинается с идеи. Вы слышали поговорку, «как корабль назовёшь, так он и поплывёт»? Идея – это имя. Хорошая идея – это созвучное имя. Реализованная идея – это успешное имя. 

На сегодняшний день, мистика – это новая эпоха российской киноиндустрии, которая постепенно отвоёвывает рынок у детективов и мелодрам. Остаётся ожидать новых мистических фильмов в качественном исполнении российских режиссёров, актёров и незаменимых членов съемочной группы!